В 2016 году исполняется сто лет со дня рождения великого конструктора, гения инженерной мысли Ростислава Евгеньевича Алексеева, основателя Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. С именем Ростислава Евгеньевича неразрывно связано развитие скоростного судостроения не только в России, но и во всем мире.
Алексеев заинтересовался идеей повышения скорости на воде еще во время своего обучения на кораблестроительном факультете Горьковского индустриального (политехнического) института. Свой трудовой путь Ростислав Евгеньевич начал во время Великой Отечественной войны на заводе «Красное Сормово» в ОТК по приемке танков Т-34. Во внерабочее время Алексеев испытывал модель судна на подводных крыльях (СПК). С 1952 года на базе гидродинамической лаборатории и опытного танкового цеха была образована Научно-исследовательская гидродинамическая лаборатория (НИГЛ), которая впоследствии выросла в ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (ЦКБ по СПК).
«Меня так вдохновила забота о моем проекте, это был такой могучий заряд уверенности в необходимости задуманного, что его хватило на десятилетия. Ведь подумать только, еще в разгаре война, все подчиненно лозунгу «Все для фронта!», каждая пара рук на счету, а люди думают о завтрашнем мирном дне»,- писал Р.Е. Алексеев.
Автор скоростной революции водного транспорта – Р.Е. Алексеев – сделал Россию родиной крылатых судов и экранопланов и оставил ЦКБ по СПК богатый опыт по разработке и строительству кораблей с динамическими принципами поддержания. По проектам ЦКБ по СПК было построено более 8 тысяч судов разной модификации и назначения, накоплен огромнейший опыт их создания и эксплуатации. Воплощенные «в металле» суда на подводных крыльях и экранопланы позволили нашей стране прочно войти в число мировых лидеров в области скоростного судостроения.
Российские суда на подводных крыльях, спроектированные Ростиславом Евгеньевичем, отличает конструктивное совершенство и надежность. Легендарные СПК «Ракета», «Комета», «Метеор» совершили в свое время настоящий прорыв и стали своеобразной визитной карточкой ЦКБ по СПК.
Сегодня основными разработками предприятия являются высокоскоростные транспортные средства гражданского, двойного и военного назначения, использующие различные принципы гидродинамического поддержания. Это суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, суда с воздушной каверной на днище и глиссеры с различной механизацией днища, транспортно-амфибийные платформы и экранопланы, не имеющие аналогов в мире.