Экранопланы будущего в Нижнем Новгороде ставят на крыло

Retour aux articles

13 октября 2015 г.
Источник "КП"

Это будет настоящая находка для служб МЧС, пограничников, исследователей северных и арктических широт, а также для пассажирских перевозчиков.

В российском кораблестроении наступило долгожданное Возрождение. Первыми ласточками новой эры стали экранопланы, которые сейчас проектируют нижегородские конструкторы из ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Такие чудо-аппараты давно уже мелькают в фантастических фильмах: крылатые супермашины преодолевают гигантские расстояния и парят на сумасшедших скоростях над поверхностью суши или океана. Просто очередная игрушка для знаменитого автопарка Джеймса Бонда! Но до сих пор о подобных судах можно было лишь мечтать.

- Новый пассажирский 54-тонный экраноплан «А-050 -742d» - гордость наших последних разработок, - заявляет заместитель генерального директора ЦКБ Сергей Королев. - Благодаря уникальному строению крыльев экраноплан будет способен совершать стабильные перелеты на недосягаемой для экранопланов первого поколения высоте в 3000 метров, а также уметь садиться и на аэродром, и на воду.

Новый проект уже по достоинству оценили посетители международной выставки «МАКС-2015» и военно-технического форума «Армия-2015». Конструкторы, инвесторы и представители других государств с живым интересом рассматривали масштабные модели экранопланов нового поколения.

- По расчетам наших экономистов, экраноплан «А-050-742d» с легкостью справится со скоростной перевозкой пассажиров по туристическим направлениям, - комментирует Сергей Королев. - Уже прорабатываются возможные маршруты - Крым, Калининград, Санкт-Петербург, Дальний Восток и многие другие точки нашей страны. Сейчас мы ведем переговоры с отечественными и иностранными заказчиками.

Несмотря на то что экранопланы нового поколения на данный момент существует только в качестве масштабных моделей, их можно смело назвать отечественным достоянием - они будут полностью оснащены российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом. Учитывая возникший ажиотаж вокруг этих разработок, становится понятно - долго ждать заказов конструкторам не придется.

- Останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Уже сейчас конструкторское бюро взялось за новый проект - экраноплан «А-080-752», - продолжает Сергей Королев. - Он формируется на базе «А-050-742d», но в отличие от этой модели предполагает практически авиационную схему крыльев. Это позволит ему развивать скорость до 450 километров в час. При этом грузоподъемность экраноплана достигнет 43 тонн. Все эти усовершенствования сделают разработку поистине незаменимой, особенно при доставке срочных грузов.

КОМПЕТЕНТНО

Генеральный директор ОАО ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева Сергей Платонов заявляет:
- Наше конструкторское бюро сейчас наращивает производственные мощности и приобретает высокотехнологичное оборудование, чтобы наладить серийное строительство судов. Чтобы выйти на внутренний и внешний рынки с опережающими свое время проектами, конструкторское бюро уже в ближайшее время готово будет воплотить проекты в жизнь.

Но, конечно, вопросы строительства экранопланов в России должны решаться комплексно - министерствами, инвесторами и правительством. Все это должно укладываться в общую стратегию развития.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

По всей стране летали «Каспийские монстры»


Эра экранопланов в нашей стране началась еще в 60-х годах прошлого века. В 1964 году великий советский ученый Ростислав Алексеев начал разработку самого большого летательного аппарата в мире - экраноплана «КМ», прозванного зарубежными спецслужбами «Каспийским монстром». После этого наступила настоящая эпоха экранопланов. На воде военный «Орленок» перебрасывал морских десантников на огромные расстояния, ракетоносец «Лунь» нес вахту по обороне страны, а первый гражданский экраноплан «Волга-2» перевозил пассажиров в разные города страны. Город Горький стал по праву считаться столицей экранопланостроения. Однако вскоре после распада СССР отрасль стала приходить в запустение. Старые экранопланы постепенно «вставали на якорь», а строительство новых прекратилось. Любые попытки возродить умирающую отрасль неизменно заканчивались неудачей.

Экраноплан А-050-742d

Экраноплан А-050-742d. Фото: предоставлено ОАО ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.
  • Длина габаритная, м - 34,8 м
  • Ширина габаритная, м - 25,35 м
  • Высота габаритная, м - 7,85 м
  • Осадка габаритная, м - 1,6 м
  • Водоизмещение полное, т - 54 тонн
  • Диапазон крейсерских скоростей:
  • - при полете у экрана - 350 км/час
  • - при полете вне экрана - 450 км/час
  • Пассажировместимость - до 100 чел.
  • Грузоподъемность - 9 тонн
  • Экипаж - 4 чел.
  • Дальность полета на экране - до 5000 км
  • Мореходность (hв3%):
    - при взлете/посадке 1,5 м
    - при полете без ограничений
    - при нахождении в дрейфе - до 3,5 м

Экраноплан проекта А-080-752

Экраноплан проекта А-080-752. Фото: предоставлено ОАО ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.
  • Водоизмещение полное - 100 тонн
  • Крейсерская скорость - 410 - 450 км/ч
  • Дальность полета на экране - 5000 км
  • Грузоподъемность - 43 тонн
  • Мореходность (высота волны h3%):
    - при взлете/посадке - 2 м
    - при полете не ограничена
    - при нахождении в дрейфе не ограничена.

Юлия ВАСИЛИШИНА