Источник: "Коммерсант. Приволжье" от 29 сентября 2017 года.
Автор: Анна Павлова.
Фото: Екатерина Тарасова.
«Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» (ЦКБ по СПК) спустило на воду первое в постсоветской России судно на подводных крыльях «Валдай-45Р». Его создание по госзаказу обошлось в 60 млн руб. Одновременно завод заложил второе судно, которое будет спущено на воду весной 2018 года. Оба «Валдая» будут использоваться во время чемпионата мира по футболу в Санкт-Петербурге, а потом обслуживать пассажирские перевозки в Ханты-Мансийском автономном округе. В ЦКБ рассчитывают на серийное производство для российских и азиатских заказчиков и готовы увеличивать мощности, а в Минтрансе РФ уверены, что судно будет востребовано из-за экономичности и компактных размеров.
45-местное пассажирское скоростное судно «Валдай-45Р» было построено по собственным разработкам нижегородского ЦКБ по СПК. Суда на подводных крыльях в России перестали делать 30 лет назад. По сравнению с предшественниками — «Метеорами», «Ракетами» и «Восходами» — «Валдай» получил обновленную крыльевую систему из композитов, новый двигатель и современную навигацию. «Валдай» отличается от проектов предыдущего поколения большей экономической эффективностью, дальностью плавания (до 400 км) и повышенным межремонтным интервалом. Скорость его хода достигает 60 км/ч.
До конца года судно, названное в честь Ростислава Алексеева, будет проходить ходовые испытания на Горьковском водохранилище, а в мае отправится в Санкт-Петербург, где будет обслуживать пассажиров во время чемпионата мира по футболу. Впоследствии «Валдай» будет направлен в Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) для регулярных пассажирских перевозок. Как пояснил председатель совета директоров ЦКБ по СПК Георгий Анцев, в Петербурге судно будет «представлено мировому сообществу», а в ХМАО пройдет опытную эксплуатацию в условиях севера.
Одновременно со спуском первого судна, создание которого профинансировало государство, выделив 60 млн руб., ЦКБ заложило второе судно за счет собственных средств (контракт с ХМАО планируется заключить в следующем году). По словам Георгия Анцева, руководство бюро ведет переговоры с властями Самары, Ульяновска и Нижнего Новгорода, а также внешними заказчиками из Индии и Вьетнама. Объем российского рынка в компании оценивают как минимум в 150 единиц: сейчас в России работает полторы сотни судов на подводных крыльях, которые технически устарели. Пока мощность действующей Чкаловской площадки составляет 5–10 «Валдаев» в год, однако если портфель заказов будет больше, ЦКБ готово арендовать пустующие площади завода «Красное Сормово», а также расширить собственную площадку в Чкаловске за счет строительства нового корпуса.
Параллельно предприятие намерено в 2018 году доработать «Валдай» для перевозок класса «река — море». «Мы должны повысить мореходность этого проекта, чтобы можно было с уверенностью выходить в Финский залив и Ладожское озеро. Нужно чуть-чуть приподнять судно на крыле, технические решения для этого есть», — рассказал господин Анцев. В Минпромторге РФ рассчитывают, что судно может получить широкое распространение в силу хорошей экономичности и отсутствия альтернатив. «75% территории России — это водные пути. Все, что за Уралом — потенциальный рынок. Помимо Санкт-Петербурга есть еще 7–8 перспективных участков в европейской части России. При этом „Валдай“ коммерчески привлекателен: меньше мест — меньше стоимость. Всегда главный вопрос — в цене», — отметил глава Росморречфлота Виктор Олерский.