Источник: "Коммерсант. Приволжье" от 17 мая 2017 года.
Автор: Анна Павлова.
Фото: Роман Яровицын.
ЦКБ по СПК намерено восстановить производство легендарного «Метеора».
Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Алексеева после полувекового перерыва начинает загружать производственное подразделение новыми заказами. Причем впервые предприятие берется за строительство судов по проектам, разработанным другими бюро. Так, ЦКБ по СПК 16 мая спустило на воду разъездной катер «Катран» по проекту КБ «Алмаз». До конца года планируется спустить на воду еще три судна, а в перспективе возродить производство легендарного судна на подводных крыльях типа «Метеор». Эксперты полагают, что обновленная концепция «Метеора» может получить поддержку со стороны Минпромторга РФ, но до реализации проекта пройдут годы.
Катер «Катран», построенный в рамках контракта с АО ЦС «Звездочка» (Северодвинск, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) для океанографического исследовательского судна «Академик Александров», стал первым судном, спущенным на воду ЦКБ по СПК в 2017 году, и первым в постсоветской истории предприятия, построенным не по собственному проекту. Проектантом выступило ЦМКБ «Алмаз», проектировавшее исследовательское судно. По словам генерального директора ЦКБ Сергея Дементьева, этот катер стал первым проектом в развитии собственного производства предприятия с постсоветских времен. «Этот проект для нас интересен тем, что мы в планах развития своей производственной площадки впервые изготовили катер не по нашей конструкторской документации. Мы это делаем для развития компетенций в сфере производства: нужно учить рабочих, а на чем их еще учить, как не на готовой конструкторской документации. Всего в этом году мы планируем спустить на воду еще три скоростных судна на подводных крыльях», — рассказал гендиректор.
Катер будет обеспечивать повседневную деятельность «Академика Александрова», использоваться для легководолазных спусков с борта и выполнения буксирных работ. Стоимость двухместного катера пассажировместимостью 10 человек и водоизмещением 5,73 т., как стало известно «Ъ-Приволжье», составляет порядка 50 млн руб. Передать «Катран» заказчику планируется в конце июня во время международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.
ЦКБ по СПК рассчитывает получить заказ еще на три катера типа «Катран» по госконтракту. «Мы планируем в этом году заключить контракт с ЦС «Звездочка» на поставку еще двух таких катеров, мы уже получили от них гарантийное письмо. Если договор будет подписан, то второй «Катран» для «Звездочки» мы заложим уже в этом году, третий – в 2018-м. Кроме того, в случае успешной контрактации мы рассчитываем в этом году заложить аналогичный катер для завода «Янтарь»», — рассказал господин Дементьев.
В конце мая предприятие готовится спустить на воду небольшое модернизированное судно «Волга» в VIP-исполнении, а августе-сентябре — скоростной катер на подводных крыльях смешанного типа «река-море» «Согарис», который изготовлен по заказу Минпромторга РФ и сможет развивать скорость до 130 км/ч. В сентябре ЦКБ по СПК планирует спустить на воду головной образец первого в современной России скоростного пассажирского судна на подводных крыльях «Валдай-45Р» (строится при поддержке Минпромторга РФ), которое ЦКБ разрабатывало с 2013 года.
Еще одним новым проектом в рамках развития пассажирского скоростного флота для ЦКБ по СПК может стать возобновление производства судна на подводных крыльях «Метеор», в советский период использовавшегося на внутренних водных путях для регулярных пассажирских перевозок, а сейчас работающего на петербургских маршрутах. «Сейчас мы занимаемся с руководством петербургского бассейна возрождением долгожданного «Метеора» в новом облике. Мы уже получили техническое задание, надеюсь, у нас получится отработать новую концепцию судна и мы получим заказ, но нужно договориться с заказчиком, показать ему, что мы можем это сделать», — отметил глава ЦКБ по СПК. На разработку и строительство головного образца в конструкторском бюро надеются получить поддержку со стороны Минпромторга РФ, либо же договариваться с руководством Санкт-Петербурга. Определиться с проектом предприятие рассчитывает до конца лета.
Отметим, что прошлым летом пассажирский катамаран, который призван заместить устаревшие «Метеоры» на пригородных петербуржских водных маршрутах, спустил на воду Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК). Опытное судно стоимостью около 300 млн руб. строилось по заказу Минпромторга, но власти Санкт-Петербурга заявили, что не планируют заказывать пассажирские суда. Финансировать строительство катамаранов будут частные компании-перевозчики, если проект будет пользоваться спросом. Напомним также, что в 2014 году правительство Татарстана инициировало разработку пилотного проекта возрождения межрегиональных речных пассажирских перевозок в Приволжском федеральном округе (ПФО). Изучением вопроса занялся аппарат полномочного представителя президента в округе, однако вопрос об экономической целесообразности подобного проекта остался открытым.
Заместитель директора ЦНИИ судостроительной промышленности Виталий Савченко полагает, что проект разработки новой концепции «Метеора» может получить поддержку со стороны Минпромторга РФ в рамках общего тренда на развитие гражданских проектов в ОПК продукции. «Сейчас министерство проявляет повышенный интерес к гражданской продукции судостроительных предприятий и проект может поддержать, если ЦКБ сможет предложить качественный проект. Однако опытно-конструкторские работы, если они будут проводиться в рамках госпрограммы развития судостроения, займут не менее двух лет с момента принятия соответствующего решения и до изготовления головного образца и выхода судна в серию могут пройти годы», — рассуждает господин Савченко. Конкурентоспособность обновленных «Метеоров» на рынке будет зависеть от их цены и экономичности, отмечает генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров. «Главный вопрос для судов такого типа в экономике. Если предложение ЦКБ по СПК по затратам на пассажиро-километр будет соответствовать рыночным возможностям, оно может быть интересно рынку. В противном случае даже поддержка Минпромторга не гарантирует спрос», — полагает господин Егоров.