Гидродинамические испытания – ключевой этап в проектировании судна, включающий испытания
в опытовом бассейне.
Главным объектом данных испытаний является модель проектируемого судна.
АО “ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева” использует опытовый бассейн (гидроканал) с необитаемой буксировочной тележкой для испытаний с целью отработки гидродинамических характеристик скоростных судов всех типов и назначений с динамическими принципами поддержания:
Чаша гидроканала представляет собой стальную конструкцию прямоугольного поперечного сечения, в носовой оконечности которой расположен пневматический волнопродуктор, по левому борту и в конце чаши расположены волногасители. Буксировочная тележка, имеющая аэродинамические обводы, выполненные с учетом обеспечения наименьшего искажения набегающего воздушного потока в районе расположения исследуемой модели, представляет собой жесткую пространственную конструкцию, опирающуюся 4-мя блоками колес на отневелированные с высокой точностью по горизонтали рельсовые пути, расположенные вдоль продольных стенок чаши гидроканала. Достаточная мощность линейного асинхронного двигателя буксировочной тележки обеспечивает создание интенсивного разгона с ускорением около 10 м/с2 и скорости до 12 м/с. Надежность торможения обеспечивается системой в составе 4-х ступеней защиты, каждая из которых дублируется последующей. Автоматизированный измерительный комплекс позволяет одновременно по 16 каналам производить замер, сбор, регистрацию и длительное хранение параметров модельных испытаний.
1. Габариты чаши гидроканала: |
длина - 74,0 м;
ширина - 4,0 м; высота - 1,2 м; |
2. Скорость буксировки модели | 0,5 - 12,0 м/с; |
3. Ускорение разгона | 10,0 м/с2; |
4. Ускорение торможения | 15,0 м/с2; |
5. Точность поддержания скорости на мерном участке | 0,5 %; |
6. Длина мерного участка | 40,0 м; |
7. Допустимая масса испытуемых моделей | до 50 кг; |
8. Волнопродуктор генерирует волны: |
высотой - 40-150 мм;
длиной - 1,0-4.5 м; |
Опытовый бассейн АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» используется для отработки и определения гидродинамических характеристик скоростных судов, движущихся по поверхности воды, над поверхностью и под водой.
В опытовом бассейне отрабатывались гидродинамические характеристики судов на подводных крыльях от «Ракеты» и «Метеора» до «Катрана» и «Валдая», экспортированные в пятьдесят стран мира, судов с воздушной каверной на днище эксплуатирующихся как в России, так и за рубежом, а также экранопланы «Орленок», «Лунь» и «Каспийский монстр», до сих пор не превзойденные по оригинальности примененных технических решений.
Целью данного исследования является определение и последующая оптимизация основных технических характеристик. Мореходные качества испытуемых моделей катеров на подводных крыльях и глиссирующих катеров, экранопланов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и с воздушной каверной на днище определяются как на тихой воде, так и на волнении.
Испытания проводятся на открытой воде на акваториях завода «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород), НПК №1 (г. Чкаловск). Для проведения испытаний используется катер-буксировщик со штангой и буксируемые модели.
По результатам испытаний оформляется технический отчет с анализом гидродинамических характеристик. А также прилагается видео и фотосъемка различных режимов движения в условиях спокойной и взволнованной поверхности воды.