Аэродинамические испытания
Аэродинамические испытания являются самым распространенным методом натурных испытаний, при которых испытуемая модель, являющаяся уменьшенной копией проектируемого изделия, испытывается в условиях, близких к эксплуатационным и позволяющая, еще на ранней стадии, уточнить расчеты, проверить правильность принятых конструкторских решений и выявить возможные неучтенные на стадии проектирования физические эффекты.
Данный вид испытаний подразумевает создание масштабной модели проектируемого изделия с последующей продувкой в аэродинамической трубе и снятием различных показаний, начиная от деформаций корпуса и заканчивая вихревыми возмущениями воздушных потоков, возникающих при движении воздуха вокруг модели. Полученные данные ложатся в основу проверочных и уточняющих расчетов, которые становятся завершающими перед постройкой проектируемого изделия.
АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» использует АТ-2 – аэродинамическую трубу непрерывного действия замкнутого типа с одним обратным каналом и открытой рабочей частью. Предназначена для исследования аэродинамических характеристик моделей экранопланов на режимах взлёта, посадки и малых скоростей полёта. Поток в трубе создаётся вентилятором, который приводится в движение электродвигателем постоянного тока мощностью 200 кВт. Основные измерения в трубе выполняются на шестикомпонентных электромеханических весах. В трубе на штатной подвеске испытываются модели с размахом крыла до 1200÷1300 мм.
В аэродинамической трубе АТ-2 возможно проведение следующих испытаний и исследований моделей:
- без моделирования опорной поверхности (безграничный поток);
-
вблизи опорной поверхности, моделируемой методом “зеркального отображения” (наличие экрана моделируется установкой второй модели, расположенной симметрично относительно воображаемой опорной поверхности);
-
вблизи опорной поверхности, моделируемой методом “неподвижного экрана” (наличие экрана моделируется установкой жесткой пластины);
- визуализация течения на поверхности модели и вблизи неё;
- исследование скоса и торможения потока за моделью;
- измерения полей скоростей вблизи модели;
- измерение распределения давления по поверхности модели;
- проведение испытаний на устойчивость при воздействии воздушного потока в соответствии с ГОСТ РВ 20.57.305-98.
Основные технические параметры:
- V = 0-45 м/с - скорость воздушного потока;
- n = 1 - степень поджатия потока;
-
Re= 2,65*10 критическое число Рейнольдса для шара диаметром 150мм;
- Ɛ = 0,6% - степень турбулентности воздушного потока;
- Полное давление — атмосферное;
- Температура торможения — окружающей среды;
- Размеры рабочей части — Ø1750 мм.
Практическое применение
Вышеперечисленные возможности трубы АТ–2 используются для экспериментальных исследований моделей летательных аппаратов различного назначения. Особую роль АТ–2 играет при отработке аэродинамических компоновок отечественных экранопланов и их совершенствование.