8 сентября в ходе пресс-тура в Мариинский Посад (Чебоксары) по развитию пассажирских перевозок внутренним водным транспортом состоялась презентация СПК «Валдай 45Р», разработанного и построенного АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»
Первые скоростные суда появились в Чувашской Республике еще в середине 1960-х годов: по маршруту «Чебоксары – Казань» перевозки пассажиров осуществляли суда типа «Ракета», с 1973 года СПК «Метеор» перевозило пассажиров по маршруту «Чебоксары-Тольятти», а затем и по маршруту «Юрьино – Тольятти». В 1974 году Чебоксарский речной порт обрел еще СПК типа «Метеор» и «Комета», и пассажирские перевозки стали осуществляться также по маршрутам «Чебоксары – Самара», «Каменка – Ульяновск», «Чебоксары – Нижний Новгород». Общая протяженность маршрутов составляла 830 км. В настоящее время, несмотря на то что внутренние водные перевозки являются неотъемлемой частью пассажирских перевозок, АО «АО «Чебоксарский речной порт» скоростных пассажирских судов не имеет.
В качестве пассажирского судна для возобновления речных пассажирских перевозок представители Правительства Чувашской Республики рассматривают СПК «Валдай 45Р», прекрасно себя зарекомендовавшее на маршрутах в Ханты-Мансийском автономном округе и в Нижегородском регионе. Именно на «Валдае 45Р» представители правительства Чувашской Республики отправились в пресс-тур до Мариинского Посада и уже в пути смогли оценить преимущества и комфорт передвижения на «крылатом» теплоходе. В мероприятии принимали участие ВрИО Главы ЧР О. Николаев, министр экономического развития и имущественных отношений ЧР Д. Краснов, заместитель Председателя Кабинета министров ЧР А. Салаева, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства ЧР В. Арлашкин, генеральный директор АО «Чебоксарский речной порт» В. Шайкин, генеральный директор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» С. Итальянцев и другие. Вопросы, обсуждаемые в туре, касались дальнейшего развития речных перевозок и повышения качества транспортного обслуживания пассажиров на внутреннем водном транспорте, улучшения организации транспортного процесса и установления новых направлений перевозок и приобретения новых судов в рамках реализации мер стимулирования строительства нового пассажирского скоростного флота в виде предоставления льготного лизинга перевозчику.
Напомним, что СПК «Валдай 45Р» спроектировано и построено АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» в рамках реализации Государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». Головное судно было презентовано в мае 2018 года на «Петербургском международном экономическом форуме» с участием глав регионов РФ, представителей судоходных компаний и иностранных делегаций. Это первое пассажирское СПК нового поколения, которое строится на собственном производстве АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» с использованием самого современного оборудования и материалов. Судно рассчитано для перевозки 45 пассажиров, имеет запас хода до 550 км. СПК «Валдай» управляется экипажем из 2 человек: такой небольшой состав экипажа объясняется применением новейших интеллектуальных технологий при строительстве. Судно оборудовано интеллектуальной системой умерения качки, а также современной мостиковой системой разработки и производства стратегического партнера АО «ЦКБ по СПК им. Алексеева», петербургского предприятия АО «НПП «Радар ммс». Новейшая мостиковая система интуитивно понятна и позволяет снизить нагрузку на экипаж.