По реке на крыльях, подводных. «Ракета», «Метеор», «Восход» – их многие помнят еще по советским временам. И вот теперь новинка «Валдай». Красивый, быстрый и очень комфортный.
На фоне старых судов в порту Ханты-Мансийска новый «Валдай», как на серой городской парковке спортивный автомобиль. Яркая апельсиновая расцветка поднимает настроение и будто приглашает отправиться в речной круиз. Сравнительно небольшой теплоход вмещает 45 пассажиров. Можно было и больше, но конструкторы поставили на первое место комфорт.
«Северный пассажир, он ездит с вещами. У него единственное средство передвижения летом, зимники не работают, поэтому нужно спокойно взять с собой поклажу и двигаться на работу, двигаться домой. Поэтому нужно чуть-чуть места оставить для багажного отсека», – говорит Георгий Анцев, председатель совета директоров, генеральный конструктор ЦКБ по суднам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева.
Интерьер каюты напоминает салон бизнес-джета. Два ряда мягких удобных кресел. Температуру внутри регулирует система климат-контроль. Прекрасная шумоизоляция, когда на палубе от воя двигателей и свиста ветра закладывает уши, внутри можно спокойно записывать интервью.
«Здесь применен немецкий двигатель мощностью 809 киловатт, но как мы заметили при переходе из Ханты-Мансийска в Сургут, во время рейса потребляется только 600 киловатт. То есть у этого двигателя 30-40% запас, который позволяет его надежно и длительно использовать», – рассказывает Михаил Гаранов, главный конструктор скоростных судов ЦКБ по суднам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева.
Двигатель здесь – единственный агрегат, произведенный не в России. Подходящего по цене, мощности и экономичности у нас пока не нашлось. Все остальное – новейшие отечественные разработки. В их основе опыт создания судов на подводных крыльях, который в нашей стране накапливали десятки лет.
«Ракета», словно опередившая время в конце пятидесятых, стала родоначальницей целой серии скоростных пассажирских судов. Те, кто постарше, прекрасно помнят, как в советское время сотни этих крылатых болидов словно летали над водной гладью практически по всей стране. Вместительные «Метеоры». Элегантные «Восходы». Крупные морские «Кометы». Но за прототип для нового «Валдая» взяли гораздо менее популярный теплоход «Полесье». Его особенность – малая осадка, для движения хватает всего метра глубины.
Даже на крейсерской скорости 65 километров в час, что для речного судна совсем не мало, управлять «Валдаем» можно буквально одной рукой. Экипаж – матрос-механик да капитан. Чтобы он не уставал во время рейсов, кресло пневматическое, сглаживающее даже малейший подскок на речной волне.
«Великолепная обзорность, во-первых, управляемость хорошая, а самое главное – нет болевых ощущений после длительного нахождения на посту управления судном», – делится Геннадий Игнатьев, начальник службы обеспечения испытаний ЦКБ по суднам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева.
В судостроении не применяют такого показателя как время разгона. Но оно здесь явно невелико. В считанные секунды «Валдай» встает «на крыло», и длинная набережная стремительно проносится за бортом. Несколько минут, и можно любоваться плавучей часовней в месте слияния Иртыша и Оби, а это примерно двадцать километров от города. Контрольные рейсы показали, что с полной загрузкой судно за восемь часов спокойно проходит более 400 километров. Первые два «Валдая» будут обеспечивать популярную пассажирскую линию «Ханты-Мансийск-Сургут».