Источник: "Комсомольская правда" от 28 сентября 2017 года.
Автор и фото: Юрий Головин
В Нижнем Новгороде запустили в производство судно на подводных крыльях нового поколения.
Те, чья молодость пришлась на советские годы, с ностальгией вспоминают времена, когда по Волге от города к городу сновали «Ракеты», «Метеоры». Сгонять в Горький на этих судах, технически опередивших свое время, для обывателей было заурядным делом. Казалось бы, те времена канули в лету, с величием СССР ушла в небытие и мощь речного флота. Но назло зарубежным «партнерам», все новым и новым санкциям, Россия возрождает судостроительство. И вот свидетельство тому – 28 сентября 2017 года на воду спустили судна нового поколения «Валдай 45Р». Ветераны конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева подходили к кораблю и, словно не веря своим глазам, щупали алюминиевые бока и лопасти речного красавца.
«Валдай 45Р» - первенец современной России в своей отрасли за последние 30 лет. Попыток возродить производство судов на подводных крыльях было много, но ни одна из них не завершилась успехом. И вот наконец-то.
- Мы представляем не только гражданам России, но и всему мировому сообществу корабль отечественного производства, - заявил генеральный конструктор «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев. – Тут налицо импортозамещение – именно то, чего от нас требует президент Владимир Путин. Здесь у нас все российское!
Корабль был построен на средства федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 гг.», обошелся в 65 миллионов рублей. Имя получил в честь гениального изобретателя подводных крыльев – «Ростислав Алексеев».
- Просто замечательно, что судно действительно построено, а не создано, как раньше, только на бумаге, - призналась на церемонии дочь конструктора Татьяна Ростиславовна. – Думаю, отец очень бы порадовался, что спустя годы судно на подводных крыльях снова дееспособно и востребовано.
- Теперь «Валдай» ожидают ходовые испытания в Нижегородской области, с весны он встает на опытную эксплуатацию, - уточнил Анцев.
Что интересно, за первый экземпляр возрожденного вида транспорта уже разгорелась конкурентная борьба. На корабль претендует Санкт-Петербург – северной столице он нужен для перевозки болельщиков чемпионата мира по футболу на стадион. Но свои притязание активно заявляют и представители Ханты-Мансийского региона.
- В программе Ханты-Мансийска «Развитие водного транспорта» уже заложено приобретение до 2020 года двух единиц этого транспорта, - сказал генеральный директор АО «Северречфлот» (г.Ханты-Мансийск) Сергей Шептун. – Поэтому я буду настаивать, чтобы головное судно с начала навигации (в мае) отправилось к нам. В наших районах плавания - Ханты-Манскийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область - в силу отсутствия автомобильных дорог – он актуален до невозможности, социально значим!
В настоящее время в России существует более 150 судов на подводных крыльях, которые создавались еще при СССР. И все они рано или поздно потребуют замены. Поэтому фронт работы для нижегородских судостроителей огромный. Кстати, в цехах ЦКБ уже началась закладка второго судна этого класса, его спустят на воду в мае.
ТТХ «Валдай 45Р»
Длина - 21,3 м
Ширина – 5,2 м
Скорость – до 65 км/ч
Пассажировместимость – 45 человек
Дальность плавания – 400 км
Экипаж – 2 человека.