Источник: СМИ «Политическая экспертиза» от 18 сентября 2017 года.
Автор: Григорий Павлодубов.
Известный советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев совершил прорыв, создав действующие военные и гражданские суда, перемещающиеся над водной гладью на огромной скорости. Аппараты не были в полной мере самолетами и в тоже время не являлись кораблями, но наследовали от обоих видов техники положительные качества. Впоследствии такие машины назвали экранопланами и экранолетами.
Всемирно известными детищами инженера являются экранопланы «КМ» - Корабль-макет (на Западе известен, как «Каспийский Монстр») и ракетоносец «Лунь». Ошеломляющие технические характеристики заставляли задуматься любого потенциального противника. Эти гиганты могли развивать скорость до 500 километров в час, а «Лунь» нес шесть пусковых установок с противокорабельными ракетами 3М-80 «Москит». Не зря этот экраноплан прозвали убийцей авианосцев. В момент своего создания (1986 год) такая машина не имела аналогов и могла «подкрасться» незамеченной к любой авианосной группе. После этого следовал бы массированный ракетный удар с последующим уходом от вероятного ответа противника.
К сожалению, 1990-е годы, породившие развал СССР, социальные потрясения и экономический кризис поставили крест на таких проектах. Их признали нерентабельными и ненужными. Казалось бы, что Россия утратила уникальный опыт конструирования оригинальных машин. Однако время расставило все точки над «i» и сегодня в РФ вновь решили строить экранопланы для гражданских и военных нужд.
Как сообщило информационное агентство РИА Новости, власти РФ поняли неоспоримые преимущества экранопланов. Такие машины обладают огромной грузоподъемностью, экономичностью и скоростью передвижения. У аппаратов высокий потенциал использования в военных целях: их не видят радары из-за низкой высоты хода над водой, и они могут не бояться морских мин или гидролокаторов.
Сегодня ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева помнит заслуги гениального конструктора и готово развивать его наследие. Так, Бюро занимается разработкой целой линейки машин, среди которых есть тяжелый океанский экраноплан А-050 «Чайка-2», который может развивать скорость в 450 километров в час и нести полезную нагрузку в 9 тонн. Машина оборудована несколькими силовыми установками: стартовые — Р-195 от Су-25, а маршевые ТВ-7-117 от Ил-114. Согласно заявлению разработчиков, экраноплан может быть готов к эксплуатации уже к 2022 году. Сейчас уже идет работа над техническим обликом.
Второй экраноплан — это А-080 «Чайка-3»для МЧС, ФСО и охраны ближней морской зоны в составе ВМФ РФ. Машина сможет базироваться как на обычном аэродроме, так и на воде. Таким образом, можно сделать вывод, что КБ построит настоящий экраноплан-амфибию. Модернизированный вариант этого судна сможет взлетать с массой в 100 тонн, и «крылатый корабль» станет тяжелым многоцелевым транспортным аппаратом.