Источник: № 47 (488) от 10 декабря 2015
«Аргументы Недели», Владимир Леонов
Впервые репортаж из Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Ростислава Евгеньевича Алексеева, был опубликован в «АН» в январе 2008 года. Назывался – «Подрезанные крылья». Тогда кудесники с волжских берегов переживали не самые лучшие времена.
Птица Феникс на Волге
Тот год был один из самых тяжёлых для ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК). Ремонт помещений не проводился с конца 50-х годов прошлого века. Работало меньше ста человек. Темновато, мрачно, холодно. Прошло семь лет. Я, памятуя прошлый опыт, оделся в поездку потеплее и, обливаясь потом, долго жалел о своей предусмотрительности.
Здание ЦКБ сверкает новыми стеклопакетами, в огромных залах работают сотни конструкторов, инженеров и технологов. Самые совершенные программы, идёт уход от бумаги, кальки. За счёт цифровых технологий прорабатываются десятки проектов.
Сейчас у ЦКБ по СПК в Нижегородской области имеются три площадки. Первая – инженерный корпус, где собрано около трёх сотен конструкторов, а всего в нём трудится свыше полутысячи сотрудников. В столовую сотрудники ходят по графику – всем сразу уже не поместиться. Там я попробовал, наверное, самые вкусные в мире пирожки с капустой. Обещают, что скоро напротив входа в корпус появится пристань с катером на подводных крыльях, сделают вертолётную площадку.
Вторая – здесь же, на территории завода «Красное Сормово» – опытное производство, которое позволяет строить небольшие суда, катера. Есть бассейн, где испытывают модели.
Третья площадка – предприятие вернуло себе «историческую» научно-производственную базу под Чкаловском на реке Троца, что в 86 километрах от Нижнего Новгорода. Именно там Ростислав Алексеев строил и испытывал свои первые экранопланы. Вновь бурлит жизнь, строится корпус судна на подводных крыльях «Валдай 45Р». Относительно небольшое судно, на 45 человек. На Чкаловской базе уже сейчас высокий уровень производственного оснащения: эллинги, аэродинамическая труба и взлётно-посадочная полоса со спуском на воду, что однозначно даёт возможность вести работы и по экранопланной тематике.
Но есть и научно-производственный комплекс №2 в Санкт-Петербурге. Там собраны конструкторы, работающие по гражданской тематике, группа аналитического маркетинга и сосредоточена вся внешнеэкономическая деятельность. Работают, так сказать, на «удалённом доступе», в защищённой от внешнего проникновения компьютерной сети, в единой программной среде. И дело не в тайнах «оборонки». Никто не отменял таких понятий, как «ноу-хау» и «коммерческая тайна».
Экраноплан – дело государства
Заместитель генерального директора по маркетингу и ВЭД Сергей Королёв уверен, что экранопланы себя ещё покажут:
– Интерес к экранопланам никогда не угасал. Существует множество компаний, которые ведут разработки в этом направлении, к примеру, на территории постсоветского пространства, в США, Германии, Иране, Китае, Чехии. Наше предприятие в советское время занималось экранопланами исключительно в военной плоскости. Сейчас мы ушли в гражданскую тематику, просчитываем, как внедриться с ними на рынок пассажирских и грузовых перевозок, рассматриваем его поисково-спасательные возможности. Экраноплан – это уникальное транспортное средство, базовая платформа, которая может выполнять сразу несколько задач.
Сейчас, судя по презентациям на выставках, ведётся активная работа над морским экранопланом «Чайка-2». Взлётная масса – 54 тонны, 100 пассажиров. Сравнительно небольшой аппарат по сравнению с громадным «Каспийским монстром». Его максимальная взлётная масса была почти 550 тонн. У «коммерсанта» Сергея Королёва в ответ на восторженные воспоминания о «птичке» Ростислава Алексеева есть вполне прагматичный ответ:
– Нам приходят запросы из стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, интерес есть. Но, чтобы построить что-то большое пятисоттонное, требуются участие государства или частный инвестор. На территории России таковых, насколько я знаю, пока нет. А мы – патриоты своего Отечества, и хотели бы видеть эти суда под нашим флагом.
Транспортно-амфибийные платформы – ещё одна линия развития экранопланной тематики. За счёт набегающего потока воздуха формируется динамическая воздушная подушка, форма днища напоминает крыло экраноплана. Это очень перспективное направление – просчитаны платформы грузоподъёмностью в 700 тонн.
Сейчас в инициативном порядке идёт работа по созданию навигационного оборудования, которое позволит экранопланам летать ночью и над арктическими льдами, обходить торосы. Важно заранее получить информацию, набрать безопасную высоту, миновать препятствие и вернуться в наиболее экономичный режим – на экран. Да и в южных морях с активным мореходством экипажу экраноплана на скорости под 500 км в час надо видеть за десятки и сотни километров вперёд по трассе движения. Чтобы не влепиться в крошечную рыбацкую шхуну или того хуже – супертанкер. Говорят, такие наработки есть.
Космический спасатель
Космодром «Восточный» достраивается. Не за горами пилотируемые пуски. Огромный отрезок траектории ракеты-носителя с кораблём проходит над акваторией Тихого океана и над Перу уходит в космос. Что случись, как спасать экипаж? Вариант – расставлять вдоль всей трассы целую флотилию кораблей. Или поднимать в воздух тяжёлые транспортные Ил-76 со сбрасываемым спасательным оборудованием на борту и собственно спасателями, техническими специалистами и медперсоналом, которым тоже надо каким-то образом оказаться рядом с капсулой терпящего бедствие космического корабля. Их задача будет сложнейшая – состыковаться с пляшущей на волнах капсулой.
Другой вариант простой и эффективный – тяжёлый экраноплан, такой как «Спасатель», он почти достроенный стоит в цехе завода «Волга». Кто видел эту громаду, тот никогда не забудет. Чтобы представить его размеры, приведу всего одну цифру – он длиннее сверхтяжёлого самолёта Ан-124 «Руслан» почти на пять метров.
В критической ситуации способен взять на борт до 500 человек. Осталось оснастить его всей необходимой техникой, в том числе и реанимационным медицинским модулем.
«Спасатель» способен быстро долететь и приводниться в любой точке океана при шторме до 5 баллов, прикрыть крылом от волн, взять аварийную капсулу с космонавтами на сцепку, принять экипаж к себе на борт. Вообще, чем крупнее судно на подводных крыльях или экраноплан, тем выше его мореходные качества.
Три-четыре экраноплана, заранее распределённые по квадратам вдоль трассы, заменят целый флот кораблей и самолётов. Но это задача, которую можно решить исключительно на государственном уровне. В том числе и обеспечить тяжёлые экранопланы двигателями большой мощности – сейчас на «Спасателе» стоит целая батарея из 8 маломощных для его габаритов НК-87.
Бросать «Спасатель» не стоит. Труд вложен, логично было бы достроить экраноплан, отработать на нём варианты эксплуатации, наработать опыт. Да, спасательные корабли полным ходом идут к месту аварии. Но очень часто опаздывают – традиционные морские суда слишком медленные, чтобы быстро оказать помощь, а самолёты не способны садиться на воду. Даже самолёт-амфибия Бе-200 имеет ограничение по высоте волны – не более 1,2 метра.
К слову, в ЦКБ по СПК осталось множество инженеров, конструкторов и технологов старой «алексеевской» школы. За одним столом перед компьютерными мониторами сидят молодые продвинутые «в цифре» ребята и убелённые сединами ветераны фирмы. Опыт полноводной рекой перетекает в молодые мозги. Вовремя спохватились, успели спасти ту самую конструкторскую школу. Ещё немного, и всё пришлось бы начинать с нуля, разбирая в архивах старые чертежи и кальки. Нашей огромной стране нужны суда и на подводных крыльях, и на воздушной подушке, и экранопланы.