50 лет со дня полета первого в мире морского экраноплана "Корабль-макет"

Back to news

18 августа 2017 года в конференц-зале АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» состоялось собрание сотрудников и ветеранов предприятия, посвященное 50-летию полета первого в мире морского экраноплана «Корабль-макет».

Генеральный директор Сергей Дементьев открыл собрание словами благодарности собравшимся в зале участникам, работавшим над проектом вместе с Ростиславом Алексеевым, за неоценимый вклад в развитие экранопланостроения, и напомнил о событиях того времени.

Первый экраноплан конструктор Алексеев начал создавать в 1962 году. При этом он видел своей задачей совместить возможности обычного самолета и экранолета. По задумке, использовать технику предполагалось как над поверхностью воды, так и на высоте до 7500 метров. Для проверки возможностей экраноплана создали экспериментальную модель «Корабль-макет» (КМ), которую скоро зарубежные специалисты окрестили «Каспийский монстр», расшифровав по-своему заглавные буквы на борту судна.

14 августа 1967 года – экраноплан впервые достиг скорости отрыва и перешел в режим экранного полета.

«Корабль-макет» имел размах крыла 37,8 метров, длину 92,4 метра, максимальную взлетную массу – 544 тонны, а скорость до 500 км/ч. В момент спуска на воду, состоявшийся 22 июня 1966 года, он стал самым крупным летательным аппаратом на планете на то время.

На протяжении 13 лет «КМ» проходил испытания на Каспийском море, до тех пор, пока не потерпел аварию в 1980 году.

Среди выступающих были ветераны ЦКБ, работавшие вместе с Алексеевым над этим проектом. Они дополнили воспоминаниями историю создания экраноплана.

Без сомнения 60-е гг. стали временем первых триумфов отечественного экранопланостроения, создаваемого Ростиславом Алексеевым. Многие зарубежные специалисты пытались повторить его успех, но им это так и не удалось: результаты Алексеева намного опережали успехи любого конструктора в этой области.

Уникальный научный опыт и конструкторский задел по «Кораблю-макету» успешно использован при создании боевых, спасательных и других экранопланов, над  проектами  которых сегодня работает  коллектив предприятия.