Над водой со скоростью 450 км/ч: куда полетит уникальная «Чайка»

Back to Articles

Источник: Сетевое издание ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» от 16.07.17
Автор: Виктор Литовник

Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о новых планах по созданию уникальной машины, которая может и леnать, и плавать.

ЦКБ им. Алексеева из Нижнего Новгорода – создатель боевых экранопланов и судов на подводных крыльях объявило, что возобновляет работы над новым многоцелевым экранопланом «Чайка-2». Он сможет перевозить не только грузы, но и пассажиров. Его поставки предполагаются не только отечественным компаниям, но и на внешний рынок. Заявлены и характеристики машины. Она сможет выходить на необорудованное побережье с уклоном в 5 градусов, базироваться на воде и аэродромах уровня 2-го класса. Не исключена его эксплуатация и в зимнее время при скорости ветра до 12 м/с. Крейсерская скорость самого экраноплана будет варьироваться от 350 до 450 км/час. При грузоподъемности до 9 тонн и вместимости  пассажиров до 100 человек, дальность полета машины - до пяти тысяч км.

Что и говорить, характеристики заявлены приличные. Они сразу напомнили о предшественнике «Чайки» - ракетном корабле-экраноплане проекта 903 «Лунь». Ту машину за рубежом прозвали «Каспийским монстром» Ее испытания проходили на море, в которое впадает Волга. Там ее обнаружили и засняли американские спутники-шпионы. Шума она в те годы наделала много. Еще бы! Экраноплан, способный лететь над водой на высоте 1-5 метров со скоростью в 500 км/час, нес на своем борту шесть пусковых установок сверхзвуковой ракеты «Москит», которую на Западе называли «Солнечный ожог». Спасения от нее не было и нет; причем не только корвету, эсминцу или фрегату, но и авианосцу.

Ракета подлетает к цели зигзагами в облаке водяной пыли на высоте 3-4 метра над волной. Ее невозможно увидеть не только глазом, но и обнаружить радиолокатором. А потом она поднимается над целью вверх, как кобра, и с огромной силой бьет по цели, пробивая палубу или надстройку, и взрывается там, разметая внутренности вражеской посудины. Боялись этот экраноплан наши недруги очень сильно. Ни у кого в мире не было подобной техники, которая на десятилетия обгоняла свое время. И все попытки создать что-либо подобное в тех же Соединенных Штатах заканчивались полным провалом.

К сожалению, развертывание подразделений таких кораблей-экранопланов, способных не только наносить удары по кораблям и военно-морским базам противника, но и использоваться в качестве спасателей, санитарных судов, для доставки срочных грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера, не получилось. Проблема оказалась в том, что наступили лихие девяностые, развал Советского Союза и все вытекающие из этого последствия. Денег на строительство, эксплуатацию и содержание экранопланов, а их должно было быть не меньше восьми, не только класса «Лунь», но и других, не оказалось. Затянувшийся спор, по какому ведомству их числить – по ВМФ или ВВС, тоже привел к тому, что готовить экипажи никто не брался. И последний из числа уникальных кораблей-экранопланов сейчас ожидает отправки в музей.

В Гособоронзаказе на 2010-2020 годы такого проекта нет. И разговоры об их возрождении не ведутся. Но может быть гражданский вариант внучки «Луня» - многоцелевого экраноплана «Чайка-2» заинтересует военных? Вопрос, как говорится, интересный. Правда, для того, чтобы предлагать эту машину военным, ее сначала нужно создать, испытать и доказать, что она пригодна и безопасна для эксплуатации. Дело в том, что гражданский предшественник «Чайки» маленький экраноплан «Волга-2», рассчитанный на перевозку восьми пассажиров, потерпел аварию в 2004 году, столкнувшись на реке с одним из судов на подводных крыльях. С тех пор производством экранопланов никто не занимался. Вопрос о компетенции инженеров и конструкторов КБ Алексеева не стоит. Нет сомнений и в том, что завод, где делали в прошлом экранопланы, справится с такой задачей. Но остается открытой проблема: кто вложит деньги в создание такой уникальной машины?

Заинтересовать ею военных сложно по нескольким причинам. Во-первых, не понятно, для чего она нужна. Ударами по кораблям вероятного противника заниматься «Чайке» ни к чему. Для этого есть другая техника. Например, атомные подводные крейсера проекта 841 с крылатыми ракетами на борту или новые многофункциональные атомные подводные крейсера проекта 885 «Ясень» с «Калибрами».

Да и какое вооружение может взять на борт экраноплан грузоподъемностью в 9 тонн? Только ПЗРК, гранатометы, пулеметы. Использовать его для перевозок груза и людей в труднодоступные районы? Это можно делать транспортными вертолетами, хотя и не на предельную дальность, на какую была способна первая «Чайка». Разве что иметь ее на случай оказания немедленной спасательной помощи терпящим бедствие в море? Можно. Но не слишком ли дорого будет обходиться содержание одного-двух таких кораблей-экранопланов, подготовка для них экипажей и тренировки? Все надо считать и понимать, единственное ли это средство для подобной цели или можно вспомнить о самолетах-амфибиях. Например, об А-40 «Альбатросе». Словом, покраска «Чайки» в цвета «хаки» - вопрос пока неоднозначный.

Другое дело – создать эту машину для Юго-Восточной Азии. Там, в краю тысячи островов, где уже десятки лет трудятся суда на воздушной подушке или на подводных крыльях, прародителями которых было КБ Алексеева, такая машина, как «Чайка-2», наверняка пригодилась бы. Но внедриться на тот рынок, заинтересовать его российским пассажирским экранопланом будет также трудно, как и воссоздать его. Хотя, как мы знаем, под лежачий камень вода не течет. Поэтому остается только пожелать КБ Алексеева упорства и удачи.